НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ БИБЛИОТЕРАПИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Помимо индивидуального или совместного чтения, творческое написание является распространенной частью библиотерапии, использующей литературное искусство с лечебно-профилактической целью. Часто это предполагает профессиональное написание терапевтических рассказов, эссе, стихов и других литературных произведений, дневников и писем, которые используются также с целью обработки переживаний и воспоминаний постфактум. В статье рассматривается написание жизненного сценария как важной части терапевтического инструментария. Речь идет о сознательном творческом формировании собственной жизненной истории в ближайшем будущем здесь и сейчас. Данная работа достаточно связана со статьей «Литературное искусство в терапевтическом образовании», которая была опубликована в предыдущем выпуске журнала «Медицина и Искусство» (3/2023); поэтому некоторые термины, которые использовались ранее, здесь не поясняются. Статья предназначена для специалистов, интересующихся библиотерапией и воображением, как инструментами мобилизации внутренних целебных сил человека для поддержания его здоровья и благополучия.

Ключевые слова:
литературное искусство, сценарий, библиотерапия, терапевтическое образование, саморазвитие, терапевтические инструменты
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Goleman, Daniel. 2005. Emocionálna inteligencia. [Emotional Intelligence] (Into Slovak translated by Viera Hudečková 2017). 1st ed. Bratislava: Citadella, 2017. 410 s. ISBN 978-80-8182-086-1

2. Doidge, Norman. 2015, 2016. Váš mozek se dokáže uzdravit: Pozoruhodné případy léčby a uzdravení využívajíci neuroplasticity mozku. [Your brain can heal. Remarkable cases of treatment and recovery using brain neuroplasticity] (Into Czech translated by Eva Kadlecová, 2017). 1st ed. Brno: CPress, 2017. 436 s. ISBN 978-80-264-1432-2

3. Ganis, G. – Thompson, W. L. – Kosslyn, S. M. 2004. Brain areas underlying visual mental imagery and visual perception: an fMRI study. Brain Res Cogn Brain Res. 2004 Jul; 20 (2): 226-41. doi:https://doi.org/10.1016/j.cogbrainres.2004.02.012. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S092664 1004000709?via%3Dihub

4. Pearson J. 2019. The human imagination: the cognitive neuroscience of visual mental imagery. Nat Rev Neurosci. 2019 Oct; 20 (10): 624-634. doi:https://doi.org/10.1038/s41583-019-0202-9. Available at: https://www.nature.com/articles /s41583-019-0202-9

5. Šlepecký, M. – Praško, J. – Kotianová, A. – Vyskočilová, J. 2018. Třetí vlna v kognitivně-behaviorální terapii – nové směry. [The third wave in cognitive-behavioral therapy – new directions] 1st ed. Praha: Portál, 2018. 234 s. ISBN 978-80-262-1340

6. Morina, N. – Lancee, J. – Arntz, A. 2017. Imagery rescripting as a clinical intervention for aversive memories: A meta-analysis. J Behav Ther Exp Psychiatry. 2017 Jun; 55: 6-15. doi:https://doi.org/10.1016/j.jbtep.2016.11.003. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S00057916163 017 68?via%3Dihub

7. Wild, J. – Clark, D. M. 2011. Imagery Rescripting of Early Traumatic Memories in Social Phobia. Cognitive and Behavioral Practice, 2011; 18 (4): 433-443, DOIhttps://doi.org/10.1016/j.cbpra.2011.03002. Available at: https://www. sciencedirect.com/science/article/pii/S1077722911000757

8. Štubňa, P. 2016. Naratívna psychológia a psychoterapia. [Narrative psychology and psychotherapy] In Jazykovedné, literárne adidaktické kolokvium XXXV. Bratislava: Z-F Lingua 2016, s. 78-89. ISBN 978-80-8177-021-0. Available at: https://www.researchgate.net/publication/ 3060116 07_Narativna_psychologia_a_psychoterapia#fullTextFileContent.

9. Kotrbová, K. et al. 2023. Biblioterapia.sk. Pomocné materiály pre odborníkov s terapeutickým vzdelaním a študentov pripravujúcich sa na výkon pomáhajúcich profesií. Učebné texty. [Auxiliary materials for professionals with therapeutic training and students preparing for helping professions providing. Teaching texts.] 1st ed. Bratislava: PRO SKIZP – Association to support the development of the Slovak Chamber of Clinical Physicists, Laboratory Diagnosticians, Language Speech Therapists and Therapeutic Pedagogues, c. s., 2023. 429 p. ISBN 978-80-974667-0-1 Available at: https://www.biblioterapia.sk/wp-content/uploads/Obsah-a-tiraz-SK-6-s-textom-FINAL.pdf

10. Vodičková, B. Mitašíková, P. Slavíčková, M. 2023. Supportive Factors in Inclusive Mathematics Education: Mathematics Teachers´ Perspective. In Educ.Sci. 2023, 13 (5), 465. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci13050465

11. Conor, J. - Seymour, J. 1990. Úvod do neurolingvistického programování. [Introduction to Neurolinguistic Programming] (translated into Czech by Dana Brhelová a Katarína Švecová, 1998) 1st ed. Praha: Institut pro neurolingvistické programování, 1998. 235 p. ISBN 80-238-2604-2

12. Levine, P. A. - Fredericková, A. 1997. Prebúdzanie tigra. Liečenie traumy. [Awakening the tiger. Healing trauma.] (translated into Slovak by Boris Sopko a Slávka Menkynová, 2001) 1st ed. Humenné: Občianske združenie Pro Fammilia, Humenné, 2002. 238 p. ISBN 80-967964-3-7

13. Psychická prvá pomoc, krízová intervencia a manažment stresu po zaťažujúcich situáciách. Kniha textov. Pilotný projekt zavádzania psychickej prvej pomoci a psychotraumatologickej starostlivosti v záchrannej zdravotnej službe ITMS kód 131200110464. [Psychological Fist Aid, Crisis Intervention and Stres Management after stressful situations. Book of Texts. A pilot project to introduce psychological fist aid and psychotrama care in the emergency medical service ITMS code 131200110464] Bratislava: Ministerstvo zdravotníctva Slovenskej republiky; Operačné stredisko záchrannej zdravotnej služby Slovenskej republiky; Institut fur Psychologie, Arbeitsgruppe Notfallpsychologie Universität Insbruck; Osterreicisches Roters Kreutz; Transfér Slovensko, spol. s r. o. Centrum vzdelávania manažérov, 2008. (Non-published presentations from the training, authors´ archive)

14. Rothschild, B. 2000. Pamäť tela. Psychofyziológia a liečenie traumy. [Th memory of the body. The psychophysiology and healing of trauma.] (Into Slovak translated by Boris Sopko 2007) 1st ed. Humenné: Pro Familia, 2007. 218 s. ISBN 978-80-967964-5-8

15. Pennebaker, J. W. 2013. Writting to Heal. A Guided Journal for Recovering from Trauma & Emotional Upheaval. Wheat Ridge: Center for Journal Therapy, Inc., 2013. 172 s. ISBN 978-0-578-12942-6

16. Šlepecký, M. – Kotianová, A. – Kotian, M. 2024. Reskripcia spomienok v schématerapii. [powerpoint presentation] [Rescripting memories in schematherapy.] Liptovský Mikuláš: Short-term training in schematherapy, Slovenský inštitút schématerapie, 2024, 33 p. (Non-published presentations from the training, authors´ archive)

17. Kulka, J. 1990. Psychologie umění (obecné základy). [Psychology of art (general basics)] 1st ed. Praha: Státní pedagogické nakladatelství. 435 p. ISBN 8004236944

18. Rainwater, J. 1979, 1989. Vezměte život do vlastních rukou. [Take life into your hands] (translated into Czech by Alena Hnídková, 1993) 1st ed. Praha: Grada, 1993. 232 p. ISBN 80-7169-026-0

19. Křivinková, J. 1967. Komu biblioterapie? [Bibliotherapy for whom?] In Čtenář, 19 (12): 396 – 398.

20. Hartl, P. 1981. Mají knihy léčebný účinek? [Do books have a healing effect?] In Děti a my, 11 (3): 24 – 25.

21. Křivohlavý, J. 1987. Biblioterapie. [Bibliotherapy.] In Československá psychologie, 31(5): 471 – 477.

22. Kafka, J. 1994. K základným otázkam vzťahu umeleckej (krásnej) literatúry a psychoterapie. [On the basic issues of the relationship between fiction (beautiful) literature and psychotherapy.] In Psychiatria I., No. , pp. 117 – 118.

23. Peseschkian, N. 1997. Příběhy jako klíč k dětské duši. [Stories as the key to the child´s soul] (translated into Czech by Eva Bosáková, 1998). Praha: Portál, 1999. 152 p. ISBN 80-7178-275-0

24. Kratochvíl, S. 2007. Základy psychoterapie. [Basics of Psychotherapy] 5th actualized ed. Praha: Portál, 2007. 384 p. ISBN 80-7367-122-0

25. Svoboda, P. 2013. Biblioterapie. [Bibliotherapy] 1st ed. Olomouc: Univerzita Palackého, Pedagogická fakulta, 2013. 112 p. ISBN 9-788024-436845

26. Franz, A. M. 1986. Psychologický výklad pohádek. [Psychological interpretation of fairy tales] (Into Czech translated by Kristina a Jan Černí 1998, 2011). 1st ed. Praha: Portál, 2015. 184 p. ISBN 978-80-262-0863-1

27. Bettelheim, B. 1975, 1976. Za tajemstvím pohádek. [Behind the mystery of fairy tales] (translated into Czeh by Lucie Lucká 2000, 2017). 1st ed. Praha: Portál, 2017. 416 p. ISBN 9788026211723

28. Majzlanová, K. 2017. Základy biblioterapie pre knihovníkov. [Fundamentals of bibliotherapy for librarians] 1st ed. Banská Bystrica: Úrad Banskobystrického samosprávneho kraja a Krajská knižnica Ľudovíta Štúra, 2017. 56 p. ISBN 978-80-85136-58-6 Available at: http://new.kskls.sk /domain/b5/files/edicia/zaklady_biblioterapie_pre_knihovnikov_2017.pdf

29. Valešová Malecová, B. Vymedzenie biblioterapie ako formy pomoci. [Definition bibliotherapy as a form of help.] In Kováčová, B., Valešová Malecová, B. Biblioterapia v ranom a predškolskom veku. [Bibliotherapy in early and preschool age.] 1st ed. Bratislava: Univerzita Komenského v Bratislave, 2018, pp. 6-17. ISBN 978-80-223-4487-6

Войти или Создать
* Забыли пароль?