КАБИНЕТЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И МУЗЫКОТЕРАПИИ В РАМКАХ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье анализируются причины серьезного роста заболеваемости школьников, которые демонстрирует современная статистика. Рассматривается ряд внешних вызовов, негативно влияющих на состояние здоровья детей, как-то: экологическое неблагополучие, агрессивная информационная среда, несовершенство образовательных программ, социально-экономические и другие глобальные проблемы, решение которых необходимо, но требует долгосрочных усилий на государственном уровне. Между тем, ситуацию можно существенно улучшить уже в краткосрочной перспективе. В качестве первоочередных мер автор рекомендует сосредоточить усилия на комплексной коррекции деструктивных факторов внутри школ, таких как стрессогенная среда, духовно-нравственная недоразвитость и отсутствие грамотности в вопросах здорового образа жизни самих учащихся. Для эффективного решения поставленных задач предлагается открытие кабинетов культуры здоровья и музыкотерапии, которые должны стать проводником основной идеи новой парадигмы — от общей культуры к искусству быть здоровым и общему благополучию. Заделом, способствующим достижению поставленной цели, являются действующие программы переподготовки, позволяющие готовить квалифицированных специалистов для таких кабинетов из числа педагогов, психологов и лиц с любым высшим образованием. При этом передовым технологиям научной музыкотерапии, представленным в статье, отведена важная роль здоровье сбережения, повышения адаптационных возможностей и гармоничного развития личности школьника.

Ключевые слова:
заболеваемость, школа, внешние вызовы, внутренние факторы, культура, здоровье сбережение, музыкотерапия, арт-терапия
Список литературы

1. Кулакова Е.В.1, Богомолова Е.С.2, Бадеева Т.В.2, Кузмичев Ю.Г.2 Заболеваемость детей школьного возраста в условиях крупного города по данным обращаемости. Медицинский альманах. 2015; 2:74-76. [Kulakova E.V.1, Bogomolova E.S.2, Badeeva T.V.2, Kuzmichev Yu.G.2 Morbidity of school-age children in a large city according to admission data. Medical almanac. 2015; 2:74-76.] (In Russian).

2. РОССТАТ. Здравоохранение в России [Электронный ресурс] URL: https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravooxran_2023.htm [ROSSTAT. Healthcare in Russia (Electronic resource)] (In Russian). Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/Zdravooxran_2023.htm

3. Макарова, Л.П. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л.П. Макарова, А.В. Соловьев, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2013; 12 (59):494-496. [Makarova L.P. Current problems in the formation of schoolchildren’s health / L.P. Makarova, A.V. Soloviev, L.I. Syromyatnikova // Young scientist. 2013; 12(59):494-496.] (In Russian).

4. Зорина, И.Г. Здоровье школьников: монография / И.Г. Зорина, А.В. Кокшаров, В.В. Макарова. Челябинск: ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, 2020. 150 с. [Zorina, I.G. Health of schoolchildren: monograph / I.G. Zorina, A.V. Koksharov, V.V. Makarova. Chelyabinsk: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education South Ural State Medical University of the Ministry of Health of Russia, 2020. 150 p.] (In Russian).

5. Устав Всемирной Организации Здравоохранения [Электронный ресурс] URL: https: // www.who.int/ru/about/accountability/governance/constitution [Charter of the World Health Organization (Electronic resource)] (In Russian). Available at: https://www.who.int/ru/about/accountability/governance/ constitution

6. Чайка Л.Н. Здоровьесбережение детей как проблема российского общества // Ученые записки ЗабГУ Сер. Философия. Культурология. Социология. Социальная работа. 2016; 11(3):40-48. [Chaika L.N. Preserving the health of children as a problem of Russian society // Scientific notes of ZabSU Ser. Philosophy. Culturology. Sociology. Social work. 2016; 11(3):40-48.] (In Russian).

7. Макарова В.В.1, Зорина И.Г.2 Невротические расстройства и расстройства поведения современных школьников. // Непрерывное медицинское образование и наука. 2022; 17(2):20-26. [Makarova V.V.1, Zorina I.G.2 Neurotic disorders and behavioral disorders of modern schoolchildren. Continuing medical education and science. 2022; 17(2):20-26] (In Russian).

8. Абраменкова В.В. Игра и игрушка наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. М., Даниловский благовестник, 2001. 144 с. [Abramenkova V.V. Our children's games and toys: fun or harm? A modern child in a gaming civilization. M., Danilovsky blagovestnik, 2001. 144 p.] (In Russian).

9. Марушкин Д.В. Неврозы у детей и подростков: учебно-методическое пособие. Волгоград: изд-во ВолГМУ, 2007. 45 с. [Marushkin D.V. Neuroses in children and adolescents: educational and methodological manual. Volgograd: VolSMU publishing house, 2007. 45 p.] (In Russian).

10. Гришкина М.Н., Гуляева Н.В., Акжигитов Р.Г., Герсамия А.Г., Меньшикова А.А., Фрейман С.В., Гехт А.Б. Влияние детского стресса на формирование психических расстройств во взрослом возрасте // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2015; 115(12):169-176. [Grishkina M.N., Gulyaeva N.V., Akzhigitov R.G., Gersamiya A.G., Menshikova A.A., Freiman S.V., Gekht A.B. The influence of childhood stress on the formation of mental disorders in adulthood // Journal of Neurology and Psychiatry named after. S.S. Korsakov. 2015; 115(12):169-176.] (In Russian).

11. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский. Москва, 2000. 496 с. [Alexandrovsky, Yu.A. Borderline mental disorders / Yu.A. Alexandrovsky. Moscow, 2000. 496 p.] (In Russian).

12. Петрова Н.Ф., Горовая В.И. Современная школа и проблема здоровья учащихся // Успехи современного естествознания. 2005; 11:73-75. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9541 (дата обращения: 06.06.2024). [Petrova N.F., Gorovaya V.I. Modern school and the problem of student health // Advances in modern science. 2005; 11:73-75.] (In Russian).

13. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М., Изд-во Института психотерапии, 2000. 112 с. [Igumnov S.A. Psychotherapy and psychocorrection of children and adolescents. M., Publishing House of the Institute of Psychotherapy, 2000. 112 p.] (In Russian).

14. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. М., 1994. 170 с. [Shushardzhan S. V. Health by notes. M., 1994. 170 p.] (In Russian).

15. .Шушарджан С.В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека: дис.… канд. мед. наук. М.: РУДН, 1996. 146 с. [Shushardzhan S.V. Physiological features of the impact of vocal therapy on the human body: dissertation... cand. honey. Sci. M.: RUDN, 1996. 146 p.] (In Russian).

16. Искусствотерапия / Мартинсоне К. [и др.]; пер. с латыш. А Карповой. СПб.: Речь, 2014. 352 с. [Art therapy / Martinsone K. [et al.]; lane from Latvian by A. Karpova. St. Petersburg: Rech, 2014. 352 p.] (In Russian).

17. Самсонова Г.О., Еремина Н.И., Шушарджан Р.С.Методы музыкальной терапии в программах восстановительного лечения детей с невротическими и поведенческими расстройствами // Сборник тезисов I Международного Конгресса «Санаторно-курортное лечение». М., 2015. С. 536-538. [Samsonova G.O., Eremina N.I., Shushardzhan R.S. Methods of music therapy in rehabilitation programs for children with neurotic disorders and behavioral disorders // Collection of abstracts of the 1st International Congress «Sanatorium and Resort Treatment». M., 2015. pp. 536-538.] (In Russian).

18. Эми Бакос. Арт-терапия в АСТ. Креативный подход к терапии принятия и ответственности. Перевод: Белоковская В.А. М.: Изд. Вильямс, 2023. 272 с. [Amy Bakos. Art therapy in AST. A creative approach to acceptance and responsibility therapy. Translation: Belokovskaya V.A. M.: Publishing house. Williams, 2023. 272 p.] (In Russian).

19. Еремина Н.И. Детская музыко-арт-терапия / Н.И. Еремина; под ред. С.В. Шушарджана. — М.: КнигИздат, 2024. - 236 с. [Eremina N.I. Children's music and art therapy / N.I. Eremina; edited by S.V. Shushardzhan. - M.: KnigIzdat, 2024. - 236 p. ] (In Russian).

20. Бехтерев В.М. Вопросы, связанные с лечением и гигиеническим значением музыки. Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1916; (4): 105–124. [Bekhterev V.M. Issues related to the treatment and hygienic significance of music1916; (4): 105–124.] (In Russian).

21. Догель И.М. Влияние музыки и цветов спектра на нервную систему человека и животных. Казань, Типолитография Императорского университета, 1898. 141 с. [Dogel I.M. The influence of music and the colors of the spectrum on the nervous system of humans and animals. Kazan, Tipolitografiya Imperatorskоgo universiteta, 1898. 141 p.] (In Russian).

22. Разумов А.Н., Шушарджан С.В. Методы музыкальной терапии (пособие для врачей). М., изд. РНЦВМ и К МЗ РФ, 2002. 29 c. [Razumov A.N., Shushardzhan S.V. Music therapy methods (a manual for doctors). Moscow, izd. RNCVM i K MZ RF, 2002. 29 p.] (In Russian).

23. Шушарджан С.В. Медицина и искусство: парадигма синергии // Медицина и Искусство. 2023; 1(1):10-33. DOI: https://doi.org/10.29039/ 2949-2165- 2023-1-1-10-33. [Shushardzhan S.V. Medicine and art: the paradigm of synergy. Medicine and Art. 2023; 1(1):10-33.]. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.29039/2949-2165-2023-1-1-10-33

24. Шушарджан С.В., Еремина Н.И., Гигинейшвили Г.Р., Гилевич М.Ю., Гордеева Т.Ю. Мобильное приложение «My Energy Stream» как цифровая технология рецептивной музыкотерапии невротических расстройств, связанных со стрессом // Традиционная медицина. 2022; 4(70):49-54. DOI:https://doi.org/10.54296/18186173_2022_4_49 [Shushardzhan S.V., Eremina N.I., Gigineishvili G.R., Gilevich M.Yu., Gordeeva T.Yu. Mobile application “My Energy Stream” as a digital technology for receptive music therapy for neurotic disorders associated with stress // Traditional Medicine. 2022; 4(70):49-54.] (In Russian). DOI:https://doi.org/10.54296/18186173_2022_4_49

25. Shushardzhan S.V., Petoukhov S.V. (2020) Engineering in the Scientific Music Therapy and Acoustic Biotechnologies. In: Hu Z., Petoukhov S., He M. (eds) Advances in Artificial Systems for Medicine and Education III. AIMEE 2019, vol 1126, p.273-282. Springer, Cham.

Войти или Создать
* Забыли пароль?