РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ О МУЗЫКЕ (ОТ В.Ф. ОДОЕВСКОГО ДО НАШИХ ДНЕЙ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются идеи о музыке русских философов, начиная с В.Ф. Одоевского до современного времени. Отмечается, что русские философы постоянно подчеркивали возможности музыки в укреплении физического, душевного и духовного здоровья человека, понимая три эти вида здоровья человека как грани его единой гармонии существования в мире. Рассмотрение представлений о музыке русских мыслителей начинается с анализа взглядов В.Ф. Одоевского неслучайно. Именно во времена Одоевского происходит «пробуждение русской философии» (Г.В. Флоровский), а значит, и формирование суждений русских философов о музыке, ее гармонизирующей роли в жизни человека. Материал статьи может быть полезен философам, культурологам, искусствоведам, но также, несомненно, и работникам здравоохранения.

Ключевые слова:
музыка, русская философия, физическое, душевное и духовное здоровье человека, гармония, мир
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Одоевский, В.Ф. Наука инстинкта. Ответ Рожалину // Одоевский В.Ф. Русские ночи. Ленинград, Наука, 1975. С. 198-203.[Odoevsky V.F. The science of instinct. The answer to Rozhalin. In: Odoevsky V.F. Russian nights. Leningrad, Nauka, 1975, pp. 198-203]. (In Russian).

2. Одоевский, В.Ф. Опыт теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: В 2 т. Т. Москва, Искусство, 1974. С. 156-168/ [Odoevsky V.F. The experience of the theory of fine arts with a special application to music. In: Russian aesthetic treatises of the first third of the XIX century: In 2 vols. 2. Moscow, Iskusstvo, 1974, pp. 156-168.] (In Russian).

3. Одоевский, В.Ф. Мир звуков [отрывок] // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: В 2 т. Т. Москва, Искусство, 1974. С. 176. [Odoevsky V.F. The World of sounds [excerpt]. In: Russian aesthetic treatises of the first third of the XIX century: In 2 vols. 2. Moscow, Iskusstvo, 1974, p. 176.]. (In Russian).

4. Одоевский, В.Ф. Последний квартет Бетховена // Одоевский В.Ф. Русские ночи. Ленинград, Наука, 1975. С. 79-86. [Odoevsky V.F. Beethoven's Last Quartet. In: Odoevsky V.F. Russian nights. Leningrad, Nauka, 1975., pp. 79-86.]. (In Russian).

5. Одоевский, В.Ф. Себастиян Бах // Одоевский В.Ф. Русские ночи. Ленинград, Наука, 1975. С. 103-132. [Odoevsky V.F. Sebastian Bach. In: Odoevsky V.F. Russian nights. Leningrad, Nauka, 1975, pp. 103-132.]. (In Russian).

6. Флоренский, Павел, свящ. Из моей жизни. Москва, Гаудеамус, Академический проект, 2018. 729 с. [Florensky Pavel, the holy One. From my life. Moscow, Gaudeamus, Academic Project, 2018. 729 p.]. (In Russian).

7. Смоленская земля в памятниках русской словесности: В 3 т. Т. 2. Радзивиловская лицевая летопись: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск, Маджента, 2012. 246 с. [Smolensk land in the monuments of Russian literature: In 3 vols. 2. Radzivilovskaya facial chronicle: In 2 hours 1. Smolensk, Magenta, 2012. 246 p.]. (In Russian).

8. Флоренский, П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П.А. Сочинения. В 4 т. Т. Москва, Мысль, 1996. С. 370-382.[Florensky P.A. Temple performance as a synthesis of arts. In: Florensky P.A. Essays. In 4 vols. Vol. 2. Moscow, Mysl, 1996, pp. 370-382.]. (In Russian).

9. Флоренский, П.А. Анализ пространственности <и времени> в художественно-изобразительных произведениях // Флоренский П.А. История и философия искусства. 2-е изд. Москва, Академический проект, 2021. С. 239-374. [Florensky P.A. Analysis of spatiality in artistic and visual works. In: Florensky P.A. History and philosophy of art. 2nd ed. Moscow, Academic Project, 2021, pp. 329-374.] (In Russian).

10. Письма П.А. Флоренского к В.В. Розанову // Розанов В.В. Собрание сочинений. Литературные изгнанники. Книга вторая. Москва, Республика; Санкт-Петербург, Росток, 2010. С. 9-193. [Letters of P.A. Florensky to V.V. Rozanov. In: Rozanov V.V. Collected works. Literary exiles. Book two. Moscow, Republic; St. Petersburg, Rostock, 2010, pp. 9-193.]. (In Russian).

11. Лосский, Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Москва, Терра-Книжный клуб; Республика, 1999. 400 с. [Lossky N.O. Sensual, intellectual and mystical intuition. Moscow, Terra-Book Club; Republic, 1999. 400 p.]. (In Russian).

12. Лосский, Н.О. Звук как особое царство бытия // Мелос. Книги о музыке. Кн. 1. Санкт-Петербург, Синод.-тип, 1917. С. 28-34.[Lossky N.O. Sound as a special realm of being. In: Melos. Books about music. Book 1. St. Petersburg, Synod.-typ, 1917, pp. 28-34.]. (In Russian).

13. Лосский, Н.О. Мир как органическое целое // Лосский Н.О. Избранное. Москва, Правда, 1991. С. 335-480. [Lossky N.O. The world as an organic whole. In: Lossky N.O. Favorites. Moscow, Pravda, 1991, pp. 335-480.]. (In Russian).

14. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни. Санкт-Петербург, Азбука; Азбука-Аттикус, 2017. 348 с.[Trubetskoy E.N. The sense of life. St. Petersburg, Azbuka; Azbuka-Atticus, 2017. 348 p.]. (In Russian).

15. Трубецкой, Е.Н., князь. Воспоминания // Трубецкой Е.Н., князь. Из прошлого. Воспоминания. Из путевых заметок беженца. Томск, Водолей, 2000. С. 89-226.[Trubetskoy E.N., pr. Memories. In: Trubetskoy E.N., pr. From the past. Memories. From the travel notes of a refugee. Tomsk, Aquarius, 2000, pp. 89-226.]. (In Russian).

16. Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. Москва, Прогресс-Традиция, 1998. 413 с. [Lossky N.O. The world as the realization of beauty. The basics of aesthetics. Moscow, Progress-Tradition, 1998. 413 p.]. (In Russian).

17. Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. Основания синергетики: человек, конструирующий себя и своё будущее. 4-е изд., доп. Москва, ЛИБРОКОМ, 2011. 260 с. [Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. The foundations of synergetics: a person constructing himself and his future. 4th ed., add. Moscow, LIBROCOM. 2011, 260 p.]. (In Russian).

18. Живов, В.М. Святость: Краткий словарь агиографических терминов. Москва, Гнозис, 1994. 110 с. [Zhivov V.M. Holiness: A Concise dictionary of hagiographic terms. Moscow, Gnosis, 1994. 110 p.]. (In Russian).

19. Хайтун, С.Д. Фундаментальная сущность эволюции // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 152-166. [Haitong S.D. The fundamental essence of evolution. In: Questions of philosophy. 2001. No. 2. pp. 152-166.] (In Russian).

20. Вейдле, В.В. Умирание искусства. Москва, Республика, 2001. 445 с. [Weidle V.V. The dying of art. Moscow, Republic, 2001. 445 p.]. (In Russian).

21. Клюев, А.С. Сумма музыки. 2-е изд., испр. и перераб. Москва, Прогресс-Традиция, 2024. 520 с.[Klujev A.S. The sum of music. 2nd ed., ispr. and overwork. Moscow, Progress-Tradition, 2024. 520 p.]. (In Russian).

22. Клюев, А.С. 10 статей по русской философии музыки: Сб. статей [Материалы к курсу “История русской философии”]. Санкт-Петербург, Изд-во РХГА, 2023. 102 с. [Klujev A.S. 10 articles on the Russian philosophy of music. Collection of articles [Materials for the course “History of Russian Philosophy”]. St. Petersburg, Publishing House of the Russian Academy of Sciences, 2023. 102 p.]. (In Russian).

23. Клюев, А.С. Русская философия музыки: Статьи 2010–2020-х годов. Москва, Прогресс-Традиция, 2024. 240 с. [Klujev A.S. The Russian Philosophy of Music: Articles of the 2010-2020s. Moscow, Progress-Tradition, 2024. 240 p. (In Russ.)]. (In Russian).

24. Klujev A. Russian Philosophy of Music: 2010s and 2020s articles. (Transl. from Russ.). Ostrava, Tuculart Edition & European Institute for Innovation Development, 2023, 154 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?