АДАПТИВНЫЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА. КЛИНИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРТ-ТЕРАПИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлены разные аспекты здоровье сберегающего и социализирующего воздействия творческой личностной активности, связанные с использованием клинической, социальной и педагогической моделей арт-терапии. Для обоснования здоровье сберегающих и социализирующих арт-терапевтических воздействий предлагается отечественная модель системной арт-терапии.

Ключевые слова:
арт-терапия, системная, личность, искусство, творческая активность, клиническая, социальная, педагогическая
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

ВВЕДЕНИЕ

Использование потенциала искусства и творческой активности является одним из важнейших факторов здоровья и благополучия, успешной социализации и адаптации. Здоровьесберегающие и адаптационные возможности искусства и творческой деятельности составляют основу инновационных подходов в медицине, образовании и социальной сфере, в деятельности учреждений культуры, некоммерческих организаций. Они также реализуются в процессе самостоятельной творческой активности людей, жизни местных сообществ.

Происходящее реформирование систем образования, медицинского и социального обслуживания направлено, наряду с прочим, на более активное использование здоровьберегающих, адаптационных факторов, связанных с образом жизни, деятельностью и отношениями людей друг с другом и средой обитания, привлечением внутренних ресурсов личности, природной и социокультурной среды, комплексом саморегулятивных и адаптационных навыков.

Значительный здоровьесберегающий и социализирующий потенциал искусства и творческой личностной активности обусловливает широкую применимость технологий арт-терапии и возможность достижения разных положительных эффектов в работе с разными группами населения.

В то же время, очевидна и значительная сложность разработки концепций и конкретных методических рекомендаций по использованию потенциала данных научно-практических дисциплин. Их развитие требует решения таких актуальных задач, как: определение их идейной, методологической платформы; формирование стратегии их развития как системы услуг для разных групп населения; разработка организационных форм и инструментального, технологического обеспечения арт-терапевтической и арт-педагогической деятельности; укрепление ее научно-исследовательской, доказательной базы.

КЛИНИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО И СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ИСКУССТВА

Развитие арт-терапии характеризуется возрастающей дифференциацией клинических, социальных и педагогических аспектов использования здоровьесберегающего и социализирующего потенциала искусства. В то же время, на фоне внедрения полипрофессионального, биопсихосоциального подхода становится все более очевидной их взаимодополняемость.

Клинические аспекты более характерны для арт-терапии и связаны с использованием искусства и творческой активности лиц с определенными нарушениями психического или физического здоровья, патологиями развития. Клиническая арт-терапия может проводиться в стационарных и в амбулаторных условиях, в качестве основного или дополнительного фактора профилактики и лечения психических и соматических заболеваний, а также реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Клиническое направление в арт-терапии стремится к повышению эффективности лечебно-профилактических мероприятий на основе использования терапевтических и защитно-стабилизирующих факторов творческой активности. Оно ориентировано на использование не только универсальных, но и более дифференцированных лечебно-профилактических воздействий, учитывающих специфику заболевания, его проявлений и патогенеза. Данное направление реализуется в основном специалистами с клинической подготовкой (клиническими психологами и врачами-психотерапевтами, клиническими арт-терапевтами).

Социальные аспекты арт-терапии связаны с использованием искусства и творческой активности в качестве средств психосоциальной поддержки и инклюзии.  Социальная арт-терапия направлена не только на личность, но и семьи, сообщества, различные социальные институты и общество в целом. Например, для того, чтобы изменить отношение к инвалидам. Решаемые при этом задачи включают: предупреждение или смягчение проблем психосоциального характера, преодоление негативных психосоциальных последствий (стигм) психических и соматических заболеваний, инклюзию лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогическая арт-терапия (арт-педагогика) занимается вопросами социализации и воспитания личности на основе использования потенциала духовной культуры и творческой личностной активности. Это, в свою очередь, может выступать одним из факторов сохранения здоровья и успешной адаптации. Бытующие в отечественной науке определения арт-педагогики многообразны. Они включают, в частности, ее рассмотрение как современного практикоориентированного направления педагогической науки, изучающего природу, закономерности, принципы и механизмы применения средств искусства для решения профессиональных педагогических задач, как технологии воспитания, социализации и личностного развития субъектов образовательного процесса (педагога – родителя – ребенка) на основе использования искусства и другие.

Одним из инструментов здоровьесберегающего воспитания обучающихся, как и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса, могут выступать арт-педагогические технологии. Однако, роль искусства и творческой активности, применительно к системе образования, не ограничивается задачами формирования здоровьесберегающих навыков и установок. Она также связана с поддержкой антропологических основ образования, обеспечивающих целостность индивидуальных проявлений человека и способствующих его саморазвитию и осознанию границ собственной субъективности.

Важнейшими задачами арт-терапии и арт-педагогики в контексте современного образования становятся: формирование у обучающихся целостной картины мира, способности переносить знания и умения в практику повседневной жизни, поддержка их активной личностной позиции на основе приобщения к духовной культуре. Формируемые при этом навыки позволяют адаптировать уже полученные знания к новым обстоятельствам, повышают осознанность, самостоятельность и автономность принятия решений, способствуют снижению уровня стресса в условиях интенсивного информационного пространства.

Особую роль здоровьесберегающее воспитание и социализация на основе использования потенциала арт-терапии и арт-педагогики могут играть в специальных образовательных организациях, а также в процессе инклюзивного образования. Таким образом, очевидна актуальность и необходимость развития педагогической арт-терапии как совокупности методов и технологий образования на основе метапредметного подхода, прежде всего, в аспектах эстетического, здоровьесберегающего, экологического/средового, духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации.

МОДЕЛЬ СИСТЕМНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВА И ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТНОЙ АКТИВНОСТИ

Одной из форм обоснования использования арт-терапии и арт-педагогики в медицине, образовании и социальной сфере в работе может выступать отечественная модель системной арт-терапии (САТ) [1, 2]. Она является результатом критического анализа, переработки и дальнейшего творческого развития существующих сложившихся моделей зарубежной и отечественной терапии искусством (терапии творческим самовыражением) на основе системного подхода, традиций отечественной личностно-ориентированной психологии и психотерапии.

АТ обосновывает использование искусства и творческой личностной активности в разных условиях. Теория и методология САТ включают:

(1) психологическую теорию личности и ее творческой активности,

(2) концепцию болезни и/или личностных дисфункций и их развития (биопсихосоциогенеза и саногенеза), а также

(3) концепцию арт-терапевтического воздействия.

Для обозначения наиболее характерных особенностей САТ выбрано понятие «системная». Понятие системного подхода в психотерапии и психологии на сегодняшний день неоднозначно и обозначает разные теоретические подходы, занимающиеся описанием множества взаимосвязанных феноменов, формирующих сложные и сверхсложные системы. Отнесение САТ к системному направлению в психотерапии и психологии обусловлено:

1. Рассмотрением личности как целостного биопсихосоциального феномена, обладающего не только универсальными (общими с другими людьми), но и уникальными биологическими, психологическими и социальными (социокультурными) характеристиками, субъекта множества сложных и сверхсложных природных и социальных систем. Личность является не только продуктом, но и создателем этих систем, способна и мотивирована их развивать и трансформировать на основе постижения своей универсальности и уникальности, актуализации экзистенциальных и духовных факторов.

2. Рассмотрением личности как субъекта репрезентативных и инструментальных систем (языковых, визуальных и других), используемых ею во взаимодействии с другими людьми и средой обитания. Личность формируется и развивается на основе освоения и использования этих репрезентативных систем во взаимодействии с другими людьми. Она также их использует для поддержки и творческого преобразования природной, социальной и культурной среды в целях адаптации и самосохранения (биологического, психологического, культурного и духовного), утверждения творческой идентичности как важнейшего компонента функциональной организации личности.

3. Признанием того, что творческое преобразование природной, социальной и культурной среды в целях социализации, сохранения здоровья и адаптации связано с развитием самой личности как сверхсложной системы, интегрирующей в себе разные психические процессы, свойства и аспекты (подсистемы), признаки универсальности и уникальности.

Системный характер САТ обеспечивает:

- целостное восприятие различных природных (биологических), психологических, социокультурных (в частности, репрезентативных) факторов, участвующих в формировании и развитии личности ребенка и его творческих проявлений, а также в процессе его развития, воспитания и социализации, для лечения (коррекции) и профилактики различных заболеваний, нарушений развития и состояний дезадаптации,

- обоснование общей стратегии и технологий арт-терапевтического (арт-педагогического) воздействия, используемых в целях развития, а также лечения, реабилитации, профилактики, социализации и воспитания и их согласования с другими воздействиями (медицинскими, педагогическими, социальными).

Принципиально важным является личностно-ориентированный характер арт-терапевтических воздействий, реализуемых в соответствии с моделью САТ и отечественной психологией отношений. Благодаря этому могут быть наиболее целостно рассмотрены и терапевтически использованы в работе с детьми и подростками разные аспекты функционирования их личности, включая ее творческие характеристики, имеющие значительный адаптационный и лечебный потенциал.

В творчестве проявляется индивидуально неповторимый комплекс эмоционально-волевых, познавательных, поведенческих и духовных характеристик личности, ее универсальность и уникальность, своеобразие ее отношения к себе, различным аспектам природной и социокультурной (антропогенной) среды, болезни и лечению, психологическим и социальным проблемам и путям их решения.

Психологическая теория личности как важнейший элемент теории и методологии САТ включает в себя следующие концептуальные блоки:

- концепцию личности как совокупности отношений человека с окружающей его средой;

- концепцию идентичности как динамической системы регуляции самоотношения,

- концепцию творчества как важнейшего механизма личностной адаптации, отражения и преобразования среды и системы отношений в разных жизненных ситуациях, в состоянии здоровья, предболезни, болезни и дезадаптации,

- концепцию творчества как особого вида проактивной (опережающей) преобразующей личностной активности,

- концепцию внутренних и внешних факторов, определяющих творческую активность личности.

Другими важнейшими элементами теории и методологии САТ являются: концепция болезни, психосоциальных личностных дисфункций и их развития (биопсихосоциогенеза), которые развиваются вследствие сочетания различных внутренних (биологических или психологических, личностных) и внешних факторов, а также концепция арт-терапевтического воздействия, реализуемая на основе личностного подхода и исследования комплекса факторов пато- и саногенеза.

Список литературы

1. Копытин А.И. Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты. СПб: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора медицинских наук. 2010. 321 с. [Kopytin A.I. Systemic art therapy: theoretical substantiation, methodology of application, treatment and rehabilitation and destigmatizing effects. - St. Petersburg: St. Petersburg Research Psychoneurological Institute. V.M. Bekhterev. Abstract diss. for the doctor of medical sciences degree. 2010. 321 p.(in Russ.)]

2. Копытин А.И. Клиническая арт-терапия: теория, методология, исследования, практика. М.: Когито-Центр, 2015. 526 с. [Kopytin A.I. Clinical art therapy: theory, methodology, research, practice. M.: Kogito-Centre, 2015. 526 p. (in Russ.)]

Войти или Создать
* Забыли пароль?