МУЗЫКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ БАЛЕТНОЙ ФАНТАЗИИ «ЕРАЗ [СОН/МЕЧТА]» ДОКТОРА МЕДИЦИНСКИХ НАУК ЭДУАРДА АМБАРЦУМЯНА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная работа посвящена одноактной балетной фантазии «Ераз [Сон/Мечта]» известного врача-гинеколога, специалиста по репродуктивной медицине, директора-основателя репродуктивной клиники в Ереване «Центр репродуктивной медицины», президента Армянского общества репродуктивной медицины, доктора медицинских наук Эдуарда Амбарцумяна, которая с 2015 года вошла в репертуар Ереванского национального академического театра оперы и балета имени Александра Спендиаряна. Автор либретто – прима-балерина Ереванского оперного театра, заслуженная артистка Армении Жаклин Сархошян, которая является первым и непревзойденным исполнителем главной роли. В музыке балета автором использована цитата из армянской народной песни «Ераз» («Сон») на слова Смбата Шахазиза (Шахазизян), мелодия, которой на протяжении балета подвергается различным ритмическим и тембровым изменениям. Впервые в мире во время балетного спектакля применяется песочная анимация в качестве художественной декорации (Анна Амас).

Ключевые слова:
Эдуард Амбарцумян, одноактный, балетная фантазия «Ераз [Сон/Мечта]», Жаклин Сархошян, Шахазиз, академический театр оперы и балета им. А.Спендиаряна
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

ВВЕДЕНИЕ

Колоссальна роль музыки в жизни человека.

Нередко сочиняют музыку и немузыканты – представители других специальностей, неоспоримые профессионалы своего дела.

В этой связи хочу вспомнить имя генерал-майора милиции, заместителя начальника Московского областного УВД, заслуженного деятеля искусств Армянской ССР Алексея Экимяна (1927-1982), песенное творчество которого занимает важное место в армянском и советском музыкальном искусстве. Он прожил две судьбы – генеральскую и музыкальную. Песни Экимяна исполняли Анна Герман, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Вахтанг Кикабидзе, Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Николай Гнатюк, Георгий Минасян, София Ротару, Нани Брегвадзе, а также ансамбли «Самоцветы», «Пламя», «Арника» и другие исполнители.

Не составляет исключения и известный врач-гинеколог, мастер своего дела, доктор медицинских наук Эдуард Амбарцумян.

Цель нашего доклада – впервые в армянском музыкознании представить историю создания, проследить за сценической судьбой, а также выявить особенности музыкальной драматургии одноактной балетной фантазии Э. Амбарцумяна «Ераз [Сон/Мечта]», которая с 2015 года вошла в репертуар Ереванского национального академического театра оперы и балета им. Александра Спендиаряна[1].

 

ДОКТОР ЭДУАРД АМБАРЦУМЯН: МУЗЫКАНТ СРЕДИ ВРАЧЕЙ И ВРАЧ СРЕДИ МУЗЫКАНТОВ

Эдуард Мартынович Амбарцумян – известный врач-гинеколог, крупный специалист по репродуктивной медицине [3, 4, 5, 6, 7]. Он – директор-основатель  репродуктивной клиники в Ереване «Центр репродуктивной медицины», президент Армянского общества репродуктивной медицины, заведующий кафедрой акушерства-гинекологии и репродукции человека Национального института здравоохранения имени академика Сурена Авдалбекяна (далее – НИЗ)[2].

Эдуард Амбарцумян родился в Ереване 29 сентября 1955 года в семье преподавателей Ереванского государственного медицинского института. В 1979 году окончил Ереванский государственный медицинский институт с отличием по специальности «Акушерство и гинекология»[3]. После окончания Института Эдуард Мартынович работал в центральной районной больнице Арагацкого района Армении, позже занимал должность медицинского директора родильного дома «Эребуни» и родильного дома No 3 (ныне – «Шенгавит»). С 1993 года в течение 12 лет доктор Амбарцумян работал за рубежом в ведущих научных и медицинских центрах Европы[4] и США[5]. Он является автором многочисленных научных работ по молекулярным механизмам женского бесплодия неизвестной причины, выполненных совместно с Французским университетом  Париж-Юг, а также Бостонским и Гарвардским университетами в Бостоне (США). Результаты его исследований о женском бесплодии неизвестной причины легли в основу многолетнего сотрудничества с фармацевтической компанией MERCK SERONO и клинических испытаний синтеза препарата для улучшения имплантации человеческого эмбриона в матку.

Доктор Амбарцумян – автор важного открытия гена WT1  в  плаценте человека и трансформации одного типа клеток плаценты в другой.  С 2019 года он возглавляет кафедру акушерства-гинекологии и репродукции человека НИЗ, впервые в истории Армении организовав специализированную резидентуру по репродуктивной медицине. А когда в 2023 году Армения стала членом ВОЗ, Эдуард Амбарцумян был избран полноправным членом Комитета по политике и координации ВОЗ в области репродуктивной программы человека.

 

Доктор Амбарцумян – активный член Российского, Американского и Европейского обществ репродуктивной медицины. С 2006 года он также является президентом Армянской ассоциации репродуктивной медицины, которая, среди многих других программ и проектов, инициировала создание благотворительного фонда «Арагил» («Аист»), направленного на улучшение репродуктивного здоровья малообеспеченных людей. В центре внимания Фонда находились бесплодные семьи, нуждающиеся во вспомогательных репродуктивных технологиях.

Доктор Амбарцумян также способствовал изменениям в Законе о репродуктивном здоровье в Армении, которые позволили большему количеству пар забеременеть, а также в тесном сотрудничестве с Министерством здравоохранения инициировал некоторые прорывные решения в  отношении развития и улучшения доступа населения к репродуктивному здоровью в Армении.

Параллельно с медицинской деятельностью Эдуард Амбарцумян занимается литературной деятельностью. Он – автор 2 книг афоризмов («Америка, Бог, любовь» и «Искривление времени»), которые были изданы на русском языке, а позже были переведены на английский язык и изданы в США. А недавно по его инициативе и финансовой поддержке, по эскизам выдающегося армянского скульптора Ерванда Кочара сын последнего – кинорежиссер Рубен Кочар создал скульптуру «Материнство».

В жизни доктора Амбарцумяна важное место занимает музыка. Он является автором ряда музыкальных произведений, в том числе – двух балетов. А сочиняет музыку с 12 лет.

Музыку он также применяет параллельно с медицинскими методами лечения, другими словами – в своей практической деятельности он широко применяет музыкальную терапию.

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СЦЕНИЧЕСКАЯ СУДЬБА БАЛЕТНОЙ ФАНТАЗИИ «ЕРАЗ [СОН/МЕЧТА]»

В 2012 году был издан CD альбом “DREAM” (ERAZ) Эдуарда Амбарцумяна [2], куда вошли 7 сочинений, которые были написаны в разные годы[6]. Во время презентации CD альбома ERAZ известный режиссер и актер  Микаел Погосян познакомил Э. Амбарцумяна с ведущей балериной Ереванского национального академического театра оперы и балета имени Александра Спендиаряна Жаклин Сархошян, которой автор музыки предложил переложить музыку на язык балетного представления.

С 1991 года Жаклин Сархошян явяляется ведущей балериной Оперного театра, сыгравшей главные роли практически во всех классических балетных постановках [1, 638]. Гастроли с ее участием с неизменным успехом проходили в США, в странах Европы, СНГ и Ближнего Востока[7].

Жаклин Сархошян не только стала автором либретто балетной фантазии «Ераз [Сон/Мечта]» и первой исполнительницей главной роли, но и осуществила постановку спектакля, дебютировав как хореограф. Более того, она – первая женщина-постановщик в истории армянского балета. Специально для балетной постановки Жаклин Сархошян предложила Эдуарду Амбарцумяну сочинить еще 4 части. Так были добавлены любовная сцена между Героиней и ее Идеалом, сцена борьбы между Другом и Идеалом, Монолог Матери и Монолог Идеала.

Вначале постановка балета преследовала сугубо благотоврительные цели. Другими словами – доктор Амбарцумян задумал достичь своих гуманистических целей также с помощью музыки.

Премьера балетной фантазии состоялась в наябре 2012 года в Ереване, в Русском драматическом театре имени  К.С. Станиславского, под эгидой Армянской ассоциации репродуктивной медицины и, как уже было сказано,  имела целью собрать средства на лечение малоимущих бесплодных пар. Основные партии исполнили ведущие артисты Ереванского национального академического театра оперы и балета имени А. Спендиаряна Жаклин Сархошян и Рубен Мурадян, а также Артур Геворгян, совместно с танцорами балетной труппы оперного театра и воспитанниками Хореографического училища.

Премьера спектакля заложила основу для создания Фонда содействию репродуктивной медицине в Армении «Арагил» (Аист), который под эгидой Первой леди Армении – госпожи Риты Александровны Саргсян стал одним из самых успешных и значительных гуманитарных проектов в Армении. Благодаря Фонду «Арагил» в Армении родились сотни здоровых малышей, которые осчастливили множество бездетных семей.

 

В 2014 году, в связи с 20-летним юбилеем творческой деятельности Жаклин Сархошян, одноактная балетная фантазия «Ераз» была поставлена на сцене Ереванского национального академического театра оперы и балета имени Ал. Спендиаряна. Спектакль, который был представлен благодаря инициативе и усилиям компании TM Prodaction и его руководителя Томаса Мартиросяна, как и следовало ожидать, понравился зрителю, и имела большой успех. По предложению заместителя директора Оперного театра Грача Григоряна, художественный руководитель театра, выдающийся тенор Гагам Григорян, кому также понравился спектакль, включил «Ераз» в репертуар театра.

Значительно были изменены музыкальная структура и оформление балета. Спектакль был обогащен новыми – неординарными сценическими решениями. Изменения коснулись также исполнителей главных ролей. Лусине Азарян (сопрано), которая также играла эпизодическую роль Матери, впоследствии, в связи с появлением Монолога Матери (Адажио), заменила балерина Ирина Мктрумян. В дальнейшем партии главных героев исполнили Гарегин Бабелян, Раффи Галстян, Армине Акопян, Наре Маркосян, Карина Шиканян и другие.

Балет обрел своего ангела-хранителя в лице Грача Григоряна. Однако, по стечению обстоятельств, он вскоре ушел из Оперного театра. С легкой руки нового руководства театра «Ераз» в 2018 году был снят с репертуара. Спустя некоторое время, в 2021 году, Г. Григорян возвращается в Оперный театр и во время составления репертура вспоминает о «Еразе». Скоро постановка балета была возобновлена и 20-го мая 2022 года состоялась вторая премьера «Ераза» на сцене Оперного театра, которая стала возможной благодаря министру образования, науки, культуры и спорта Армении Ваграму Думаняну и врио директора Оперного театра Карену Дургаряну.

Балет удостоился высокой оценки специалистов. По мнению Народного артиста Армении, композитора Тиграна Мансуряна: «Прекрасная музыка, прекрасная хореография, прекрасное представление». А Народный артист Армении режиссер Ара Ернджакян оценил постановку как «одно из самых замечательных событий в нашей культурной жизни».

 

Балет также исполнялся российской труппой «Новый балет» в Москве в «Доме музыки» в 2016 году, в театре Мюзик-холл (2018), в Санкт-Петербурге (2017). 

Краткое содержание балета

Это история о жизни женщины, которая преодолевает все трудности и разочарования, это – история о большой Любви.

Молодая художница стала успешной деловой женщиной, но повседневная жизнь, казалось, ограничила ее, увлекая в болото монотонности. Страдая от одиночества, ее душа ищет спасения в искусстве, в мире ее собственных мечтаний. Воспоминания о детстве и Колыбельная матери «навещают» ее каждую ночь, оживляя образы прошлого. В поисках любви и яркой жизни, она, кажется, находит объект своих мечтаний – очаровательного и честного молодого человека, образ которого захватывает ее воображение. Кажется, все складывается удачно, однако Героиня все меньше и меньше удовлетворена действительностью. Ее друг не такой мужественный, красивый и властный, как ее идеал на холсте. Женщина упрямо преследует свой идеал и, когда тот оживает, полностью отдает себя во власть страстей. Молодой человек пытается вернуть ее к действительности, и молодая женщина вынуждена бороться против самой себя и своего же собственного идеала. Снова слышится голос матери, который помогает ей расстаться с воспоминаниями и иллюзиями, и заново осмыслить свою жизнь. Настоящее принимает новые краски и цвета, и прошлое указывает дорогу в будущее. Молодая женщина находит окончательное убежище в своей последней мечте…

Сцена 1. Пролог. Успешная бизнес-леди, которая, однако, глубоко не удовлетворена своей жизнью, возвращается домой после трудного рабочего дня и, сбрасывая с себя одежду, как тяжелую ношу, она засыпает, сидя в кресле.

Сцена 2. Сон. Во сне ей снится мама, которая уже покинула наш мир, по ней очень скучает и тоскует Героиня. Мама поет ее любимую Колыбельную. Героиня тщетно хочет удержать ее в своих объятиях.

Сцена 3. Воспоминания о детстве. Нахлынувшие воспоминания уносят ее в мир детства и юных мечтаний. Одна за другой меняются сцены любви и разочарований, события прошедших дней, оставшиеся в ее памяти навсегда.

Сцена 4. Adagio (Монолог Матери). Голос матери из прошлого напоминает героине о любви, которое неподвластно времени, и о Ее предназначении.

Сцена 5. Воспоминания о юности. Возвращаясь мыслями к своим прежним мечтам, Героиня принимается за свое любимое творчество. Нарисованные ею картины начинают оживать перед ее глазами.

Сцена 6. Прошлое и настоящее. События смешиваются и переплетаются, как во сне, а борьба с судьбой превращается в борьбу с собой. Происходит выяснение отношений между Героиней и ее верным Другом, любовь которого она отвергает.

Сцена 7. Монолог Идеала. Продолжая поиски любови, Героиня рисует портрет своего Идеала. Ожив и сойдя с полотна, Идеал торжественно обещает одарить ее Счастьем.

Сцена 8. Страсть. Встреча Героини с Идеалом переходит в страстный дуэт. Героине кажется, что она обрела свое счастье.

Сцена 9. Борьба. Друг застает их вместе. Разгорается борьба, в ходе которой Героиня должна сделать выбор между несбыточными обещаниями Идеала и преданной любовью своего Друга.

Сцена 10. Монолог Героини. Раздираемая на части между любовью своего Друга и страстью к Идеалу, Героиня просит у Судьбы помощи, которая в образе матери дает ей наказ ценить то, что рядом и искать Любовь в реальном мире.

Сцена 11. Прощание (Сон вечности). Расставание с воспоминаниями и иллюзиями помогает Героине заново осмыслить свою жизнь. Настоящее принимает новые краски и цвета, и прошлое указывает дорогу в будущее. Молодая женщина находит неожиданное убежище в своей последней мечте…

 

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ И ПОСТАНОВКИ СПЕКТАКЛЯ

В музыке балетной фантазии «Ераз [Сон/Мечта]» автором использована цитата из армянской народной песни «Ераз» («Сон») на слова Смбата Шахазиза (Шахазизян). Мелодия первого куплета на армянском языке под аккомпанемент гитары поет сопрано в сцене «Сон»:

«Я услышал напев сладкозвучный,

‎Моя мать была снова со мной!..

Сердце радостью вновь озарилось,

‎Но, увы! то был сон золотой»!

И хотя применение человеческого голоса в партитуре балета не столь обычно, но для воплощения образа покойной Матери Героини, которая во сне поет ей Колыбельную, автор использовал тембр человеческого голоса.

На наш взгляд, это мелодия приобретает значение лейттемы.

Она является лейттемой Матери. Инструментальный вариант второй половины мелодии («Сердце радостью вновь озарилось, Но, увы! то был сон золотой»!) несколько раз звучит в сцене «Монолог Матери», а затем во время развязки – в сцене «Монолог Героини», в вокальной партии (без слов) мелькают интонации этого нисходящего мотива. На протяжении балета мелодия подвергается различным ритмическим и тембровым изменениям.

Завершается балет изложением второй половины мелодии песни под аккомпанемент фортепиано. Этим, на наш взгляд, автор подчеркивает нерасторжимую связь между матерью и дочерью. Ведь мать всегда рядом и направляет свое чадо мудрыми советами даже с небес. Несмотря на то, что дочь в жизни добилась всего – все равно, она всегда чувствует необходимость материнских советов.

В музыке балета, на наш взгляд, есть еще одна лейттема – мы назовем ее лейттемой Мечты. Этой темой начинается балет. Впервые она звучит в партии фортепиано, а далее – в сценах «Воспоминания о детстве», «Воспоминания о юности»… А в сцене «Монолог Идеала» лейттема мечты в дуэте саксофона и фортепиано подвергается  метроритмическим изменениям.

Музыку первой сцены («Пролог») Эдуард Амбарцумян уже долгие годы использует в своей лечебной практике. Под ее звуки врач-гинеколог осуществляет имплантацию человеческого эмбриона в матку. И музыка благотворно воздействует на пациенток.  

В самом конце спектакля звучит детский лепет и смех как символы продолжающейся жизни. Эту «партию» исполняет внук автора балета Эдуард Амбарцумян Младший.

В своей музыке Э. Амбарцумян применяет метроритмические особенности армянских народных песен и плясок, ладовые особенности армянской народной музыки (увеличенные секунды и т.д.). Так, в сцене «Воспоминания о юности» он использует тембры армянских народных инструментов доола, дудука и зурны, здесь же улавливаются и ритмы «Кочари».

В музыке балета наряду с характерными национальными особенностями автор искусно переплетает разные жанры: джаз, рэп, рок...

В спектакле слились воедино разные виды искусства – музыка, хореография, изобразительное искусство. 

Одной из ярких особенностей постановки является применение на  протяжении всего спектакля песочной анимации. Как известно, песочная анимация не сразу стала самостоятельным видом искусства. В конце 1960-х годов канадская художница Кэролин Лиф впервые использовала песок в мультипликационной работе.

А сегодня песочная анимация – рисование песком на стекле, занимает одно из лидирующих мест в развитии творческих способностей у ребенка.

И хотя в последнее время песочная анимация широко применяется не только в мультипликации, но и во время концертов классической музыки, однако во время балета такого еще не было. И только в  балете «Ераз» впервые в мире во время балетного представления была применена песочная анимация в качестве художественной декорации.

Во время первых спектаклей аниматором по песку был приглашенный художник из Москвы Артем Нерсес. В последующих спектаклях, начиная с 2015 года, эту роль взяла на себя художница-дизайнер из Еревана Анна Амас, которая является также дизайнером по костюмам балета.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образмом, балет «Ераз» Эдуарда Амбарцумяна, в котором выражен щедрый мелодический дар автора музыки, стал одним из ярких (на сей раз – музыкальных) проявлений гуманистической деятельности доктора медицинских наук, которой он посвятил всю свою профессиональную жизнь. 

Очевидна практическое значение балета – музыку его «Пролога», лейттему Мечты врач использует и во время своих медицинских процедур, в результате которых мечты сбываются, и молодые мамы, доселе лишенные возможности забеременеть, с помощью доктора Амбарцумяна познают счастье Материнства.

Хочу завершить свою статью признанием самого автора балета – доктора Эдуарда Мартыновича Амбарцумяна: «Меня нередко спрашивают, в чем связь между балетом ERAZ и моей врачебной деятельностью, и что важнее для меня. Я всегда отвечаю прямо и пропорционально. ERAZ был создан из чистого тщеславия и желания, чтобы в мире как можно больше родилось детей. А чтобы как можно больше людей увидело это представление, я стараюсь делать так, чтобы в этом мире родилось как можно больше детей. Получается запутанно, но очень просто».

Нетрудно предположить, как бы сложилась творческая и человеческая судьба доктора Амбарцумяна, если бы в молодости он выбрал профессию музыканта. Очевидно, он стал бы одним из самобытных представителей армянской композиторской школы. Однако, как истинный продолжатель семейных традиций, он стал врачом, врачем-ученым, благодаря которому на свет появились около 5000 детей.

Он осуществил, казалось бы, несбыточную мечту сотен бездетных пар.

Разве это не чудо?

Он стал врачом среди музыкантов, и музыкантом – среди врачей.

Замечу, что в творческом портфеле доктора Амбарцумяна имеется еще один балет – «ANIMA», который уже прозвучал в Москве и Падуе (Италия) в 2018 и 2019 годах.

 

[1] Выражаем благодарность советнику директора и главному продюсеру Ереванского национального академического театра оперы и балета имени Ал. Спендиаряна, кандидату искусствоведения Шмавону Григоряну за предоставление необходимых материалов.

[2] Биографические данные взяты нами из личного архива доктора Э. Амбарцумяна.

[3] Э. Амбарцумян также обладатель дипломов двух французских университетов: «Медицина плода» (1994) и «Европейский диплом гинекологической лапароскопии» (1995).

[4]  Центр ЭКО  в  больнице Антуана Беклера во главе с профессором Рене Фридманом.

[5] Институт репродуктивной медицины Фолкнера / Центр фертильности Новой Англии, заведующий – профессор М. Сейбель.

[6] CD Альбом ERAZ за 4 года был трижды переиздан и вышел в 3 разных версиях.

[7] В 2009 году балерина работала с Юрием Григоровичем над постановкой балета Арама Хачатуряна «Спартак». За выдающиеся творческие достижения в области культуры и искусства в 2010 году она была награждена медалью Мовсеса Хоренаци, а в 2013 году удостоилась звания заслуженной артистки Армении.

Список литературы

1. The Yerevan National Academic Opera and Ballet Theater, after Al. Spendiaryan. Yerevan, «Lusakn», 2017, p. 656 (in Armenian).

2. Eduard Hambartsoumian, DREAM, CD, 2016.

3. Feingold M., Zilberstein M., Srivastava R., Bar Ami S., Seibel M, M. Hambartsoumian E. Expression of Wilms’ Tumor Suppressor Gene (WT1) in Term Human Trophoblast: Regulation by cAMP. J Clin Endocrinol Metabol. 1998; 83; 7, 2503-2508.

4. Hambartsoumian E. Endometrial Leukemia Inhibitory Factor (LIF) as a Possible Cause of Unexplained Infertility and Multiple Failures of Implantation. Am J Reprod Immunol. 1998; 39; 137-143.

5. Hambartsoumian E. Human endometrial Leukemia Inhibitory Factor (LIF) secretion and its Relationship to Sonographic Endometrial Appearance. Am J Reprod Immunol. 1998; 37; 320-325.

6. Tshzmachyan R., Hambartsoumian E. The Role of Letrozole (LE) in Controlled Ovarian Stimulation (COS) in Patients at High Risk to develop Ovarian Hyper Stimulation Syndrome (OHSS). A prospective randomized controlled pilot study. J Gynecol Obstet Hum Reprod. 2019; 12-14.

7. Tumanyan A., Gemilyan M., Hambartsoumian E. Single and double endometrial scratching (ES) in infertile women with strict criteria of recurrent implantation failure (RIF). Gynecological Endocrinology. 2019; 35 (sup1):11-14.

Войти или Создать
* Забыли пароль?